В процессе своих занятий, на своем пути я очень часто
задаю себе разные вопросы. Куда я иду, чем я занимаюсь, чему меня учат. Я
покупаю разнообразную литературу, говорю с разными людьми. Многие из
них когда-то шли по этому странному пути БУДО; многие идут до сих пор;
многие и вовсе никуда не идут. Все они говорят что-то разное. Иногда
говорят о том, какой стиль сильнее; иногда о том, что без медитации не
овладеть тайными техниками Ушу; иногда говорят, что Каратэ и Айкидо это
хороший спорт. Я начал путаться в понятиях и идеях.
В этой длинной и несколько нудной, на мой взгляд,
статье я попробовал несколько разгрести хотя бы ограниченную область.
Хотя бы то, что можно написать об Айкидо, уместив это на нескольких
страницах. Но не то, что Айкидо это для Вас, это круто, это эффективно,
идите по пути Уэсибы и станьте Гармоничны. Я решил обсудить нечто
немного другое.
Я полагаю, что для подобного обсуждения необходимо
создать некоторую структуру, своего рода парадигму, в рамках которой
возможно обсуждение.
Для начала, представим айкидо боевым искусством. В
этом случае следует обратиться к словам известных людей в мире боевых
искусств. Я не буду приводить цитаты, а постараюсь передать основной
смысл и идеи мастеров, а энтузиасты могут найти оригинальные
высказывания в многочисленной литературе о мастерах боевых искусств и
оспорить мои домыслы документально. Итак, что сказал основатель Айкидо
Морихэй Уэсиба: Айкидо-искусство мира. Это путь любви к ближнему и
гармонии в социуме и во всей вселенной. Это моя интерпретация сказанного
О-сэнсэем. Идем дальше. Пожалуй самый известный айкидока, Стивен Сигал,
изрек примерно следующее: Айкидо это самое страшное и смертоносное
боевое искусство. А теперь возьмем пример Томики айкидо, иначе
именуемого «спортивное», или еще лучше, «соревновательное».
Можно выделить три идеи: Айкидо это боевое искусство;
Айкидо это Рукопашный бой; Айкидо это спорт. Можно выдать конформистское
утверждение о том, что Айкидо успешно сочетает в себе все три грани, но
это не устраивает меня, как занимающегося софизмом с самим собой и,
потом, давайте смотреть на мир более-менее реалистично и будем честны с
собой.
Что я имею в виду, говоря «боевое искусство».
Вдумаемся в эти слова. Первое слово «боевое»; существительное-бой.
Синонимы: сражение, битва, схватка. Английский аналог - battle. Надеюсь,
все согласятся с подобными определениями, которыми я буду оперировать.
Что есть искусство. Сложный вопрос, но постараюсь дать свой ответ, не
прибегая к словарю Даля. Я скажу, что искусство это совокупность
некоторых оригинальных навыков, при воплощении в реальность которых мы
получаем оригинальный результат. Конечно, придраться можно, но,
ограничусь пока этим. Дальнейшее определение есть вопрос морали,
стереотипов и принятой в данном обществе парадигмы. Пример привести
нетрудно: искусство написания картины; искусный мастер - Васнецов. Пару
слов о понятии «реальность». Здесь я говорю о так называемой
консенсусной реальности - понятии, сформированном опытом
среднестатистического человека в результате его взаимодействия с внешним
миром. Все четко. Я не говорю здесь об исключениях. Есть люди, учащиеся
левитировать; есть те, кто видит ауру и читает мысли; есть йоги,
ходящие по углям; есть даже те, кто по утрам занимаются разгоном
облаков. Я говорю о той реальности, где действуют законы Ньютона, где
вода мокрая, а огонь горячий. Позволю себе сказать, что так считает
превалирующее большинство населения земного шара, хотя, конечно не
обладаю подобными сведениями. Конечно, и в этой реальности не все
просто. Современные ученые все чаще находят нечто, связывающее все
подобные аномалии с теми, что уже доказаны математически и физически.
Достаточно странное сочетание: «бой» и «искусство».
Попробуем «повертеть» словосочетание: искусство боя, боевое искусство,
искусство ведения боя. Итак, я вижу некое искусство, направленное на
бой; или иначе: совокупность оригинальных навыков ведения боя. Ну вот.
Уже, вроде бы понятно, но! Какая же тогда разница боевого искусства и
рукопашного боя? – еще один, употребленный мной, термин. Вот в чем
разница, в моей трактовке. Хочу сразу сделать отступление, дабы не быть
обвиненным в плагиате. Я использую терминологию, предложенную К.И.
Кизявкой в его книге с, на мой взгляд, излишне пафосным и на многое
претендующим названием: «Вся правда о боевых искусствах», издат.
«Феникс», серия «Анти террор». Именно его идеи и навеяли на меня желание
написать эту статью. Исходя из изложенного в той книге, я скажу, что
боевое искусство является неким отступлением от рукопашного боя. Данное
мной выше определение, на мой взгляд, вполне подходит под определение
несколько идеализированного рукопашного боя. Разница между рукопашным
боем и боевым искусством в следующем: конечной целью боевого искусства
должно являться восстановление равновесия. Художник чувствует, что не
может не писать картину. У него есть в этом потребность, и он ее
реализует; результат-картина. Мастер боевого искусства чувствует, что
без боя не обойтись, у него есть потребность в комфортном состоянии, и
он реализует эту потребность. Результатом боя, в данном случае, должно
быть некое утопическое «всем хорошо». Мы видим, что в дело вступает
некоторая мораль. Пример. Мастеру хорошо. Если ему в живот всадят
вакидзаси, ему, наверное, станет не хорошо. Даже если ему просто дадут в
его мастерский бубен, ему то же будет не хорошо. Но мастер понимает,
что тот заблудший, ругающийся кудрявым трехэтажным матом пьяный портовый
грузчик, в трезвом виде, скорее всего, просто прошел бы мимо. И, в
идеале, мастер делает айки. Он просто уходит, а если не может уйти, то
делает какое-нибудь иккё или мягкое сихонагэ. Пьяный, повалявшись носом в
траве, одумается и пойдет домой спать. Или же он скажет: «О, великий
мастер, научи меня своему кунг фу!». Мастер не вышел из комфортного
состояния и не нанес тяжелых телесных повреждений своему вынужденному
укэ. Тот, конечно, получил некоторый дискомфорт, но если имел место
приведенный выше монолог, то степень дискомфорта ничтожна перед
открывшейся возможностью, бросив пить, изучить искусство мастера.
Здорово? Ага. Похоже на то, что Айкидо и есть идеальное боевое
искусство. К такому же выводу, путем своих рассуждений пришел и
К.И.Кизявка. Давайте посмотрим на другие направления боевых искусств.
Каратэдо (пишу слитно, т.к. имею в виду не школу, а именно путь,
искусство.) на вершинах мастерства приходит, в сущности, к той же идее
не навредить чрезмерно. Зачем молниеносным движением ломать бедняге
хребет, если можно просто, в момент его длиннющего ура маваши, легким
движением подбить его опорную ногу и тот с грохотом упадет на пол, а
мастер Каратэ не затратит драгоценных калорий, добытых нелегким, но
почетным трудом учителя боевых искусств? Просто Каратэ имеет несколько
иную точку отправления и это просто еще один путь постижения истин, о
которых говорят все «просветленные», святые и почти все древние религии.
Наиболее подходящий пример такой истины – не убей.
Красиво? А теперь представьте себе как пятеро
скинхедов «закладывают» в переулке какого-то студента из ЮАР; как на
зоне двое зеков перерезают третьему глотку, а тот задыхаясь, в последних
силах цепляется за жизнь; как среди бела дня, на улице, к паре
влюбленных подходят трое; один бьет парня в лицо, двое других, после
пары пинков, забирают у скорчившегося на земле человека деньги, телефон,
снимают часы и, уходя, демонстративно наступают на, лежащие на
асфальте, очки, а девушка, в слезах, пытается протереть от крови лицо
своего парня. Представили? Теперь, пожалуйста, представьте себе на пару
секунд что-нибудь очень теплое, мягкое и светлое. Таким негуманным
образом я постараюсь вернуть вас, читающих, из той Светлой иллюзии айки в
ту самую «консенсусную» реальность. Нет, не в ту «жестокую» реальность,
только что мною описанную, а просто в то нейтрально-критическое
состояние вашего ума, столь необходимое для адекватного восприятия этой
статьи. А, хотя, почему бы и нет. Даже если описанное выше с вами и не
случалось, то оно, несомненно, случалось с кем-то другим. Это есть. Это
до боли реально. Стоит ли бежать от этого и прятаться за иллюзиями
добродетели и мира во всем мире? Стоит ли подставить под хук другую
щеку? Стоит ли простить тех маньяков, убивающих таджикских девочек
только за их национальность? Или лучше просто понять, что у меня есть
право на жизнь, на собственность, право не испытывать боль; не здесь и
не сейчас. Я имею право на жизнь, а эта чертова куча мяса, костей и
дерьма хочет это право у меня отнять! Да мне насрать на то, что эта
тварь два метра роста! Мне насрать на то, сколько килограммов у него
удар! Мне вообще насрать на то, что эта куча мяса о себе думает. Эта
куча сраного мяса агрессивна по отношению ко мне, и я буду просто ее
валить! Мне плевать на то, что будет дальше. Я прав в своем желании
жить!
Таким нецензурным образом я спустился с заоблачных
вершин боевого искусства к составляющей психологической подготовки
рукопашного бойца. И действительно, для человека, владеющего навыками
рукопашного боя, внушившего себе вышесказанное, четко работает именно на
практике установка – народная мудрость: «чем больше шкаф, тем громче
падает».
Что же я подразумеваю под рукопашным боем с
технической стороны вопроса. Я здесь, опять же, не говорю о школах; тем
более не имею в виду то, что в российской армии именуют рукопашным боем.
Я говорю здесь ровно о том же, о чем писал Кизявка. Рукопашный бой, в
моем понимании, есть четко сформированный комплекс, содержащий
минимальный объем наиболее действенных и простых в применении ударных и
бросковых техник. После полутора - двух лет ежедневного «долбания»
подобного комплекса техник, плюс физическая подготовка, плюс моральная
подготовка (опять же, минимального содержания), мы получаем два
варианта: либо человек просто не выдерживает и, в худшем случае,
умирает; либо мы получаем машину убийства с достаточно ригидными
установками, но способную «раздавить» любого.
Вопрос: а можно ли использовать Айкидо в таком ключе? Я
скажу, что вряд ли. Айкидо не имеет ничего общего с рукопашным боем.
Но! При должном владении некоторыми навыками ведения боя, некоторые
техники, которые принято относить к Айкидо, работают и весьма успешно.
Мы видим Сигала и секции «Реального Айкидо». Вопрос о том Айкидо ли это
сложен, и я судить, здесь, не берусь. Здесь нужно опять спросить себя,
«Реальное» ли это Айкидо, или же это рукопашники, одетые в хакама хотят
заработать на вывеске…
Вот две из трех идей, обозначенных в начале текста. В
процессе дальнейшего изложения я буду к ним возвращаться, теперь же,
хочу изложить свои взгляды на третью стезю: «Айкидо как спорт».
Я не занимался во всех секциях Айкидо. У меня нет
знакомых из всех клубов по Айкидо. Я даже с трудом могу назвать имена
последователей основателя «спортивного Айкидо» Томики сэнсэя. Но я скажу
то, что думаю. То, что сейчас преподают в школах Томики Айкидо, есть
нечто странное, с трудом поддающееся анализу моим скромным интеллектом!
Да, для современной России характерно смешение культур, обычаев и
понятий. Многие веруют во Христа и поют мантры по вечерам. На то их
воля. Но давайте все же попытаемся быть хотя бы в некотором роде
последовательными! Не стоит слишком уж путать понятия.
Возможно, я в чем-то ригиден. Возможно, мои установки
имеют слишком узкий спектр. Но я точно понимаю, такие структуры как
Каратэ, Ушу, Айкидо и т.д. могут быть рассмотрены только в трех основных
состояниях: боевое искусство, рукопашный бой и спорт. Некоторые авторы
приводят еще пункт зарабатывания денег, то есть бизнес. Я считаю этот
пункт второстепенным, так как если это становится основной целью
преподавателя, все хорошие начинания гибнут. Хотя с точки зрения норм
написания статьи, где подобное обращение к читателю не корректно, я все
же предложу вам заглянуть в любой учебник по истории. Даже не нужно так
уж далеко ходить. Наглядный пример ущерба от денег: солист известнейшей в
России группы Ария, Валерий Александрович Кипелов, несколько лет назад
ушел из группы и занялся сольным творчеством. Можно много говорить о
мотивах, но мне кажется неразумным спорить с тем, что так его доходы
существенно возросли. В итоге две группы Ария и Кипелов потеряли в
глазах многих поклонников то, что деньгами не восполнить. Но речь не о
том.
Я опять хочу попробовать придраться к словам.
«Спортивное Айкидо». Что бы это могло значить? Вдумаемся: может быть это
путь гармоничной энергии в спорте? Или это гармония спортивной энергии?
Можно так же предположить, что это некий путь энергичной гармонии в
спорте…Мне кажется, что все три варианта отдают бредом. Простите меня,
занимающиеся «Спортивным Айкидо». Я не хочу вас обидеть. Я пишу о
наболевшем и именно так, как я это чувствую.
Что представляет собой Томики Айкидо. Это, по сути,
преобразившееся классическое Айкидо, но с некоторыми изменениями. Мы
видим набор техник. Все без исключения, они направлены на нейтрализацию
агрессии оппонента, но не самого оппонента. Хорошо? Да. Это Айкидо. При
некоторой фантазии любую из техник гипотетически можно сделать если не
смертельной, то травмирующей. Сигал доволен? Думаю да. Идея все та же:
стремление к гармонии с собой и, как следствие, с окружением. Годится?
Да. Просто идеально. Картинка красивая. Что же мы видим, сняв розовые
очки. Мы видим СОРЕВНОВАНИЕ! Это флаг. Это постулат. Это, если хотите,
парадигма. Но. Я не хочу ругать честное имя Томики Айкидо тем
примитивным способом, которым часто пользуются представители школы
«классического» Айкидо Айкикай. Да, О-сэнсэй был против соревнований. Но
он был, тем не менее, не против соревнований, а против духа
соперничества, столь часто и всеобъемлюще пронизывающего любое
спортивное мероприятие. О занимающиеся Айкидо! На вас уповаю! Ведь
первое, чему вас должны учить это то, что перед вами не соперник, а
партнер! Нет! ПАРТНЕР! Поймите и усвойте это, если вы идете по пути
айки. Что происходит в секциях «Соревновательного Айкидо». Техническая
база используется только в ее наиболее безопасном состоянии. То есть
нарабатываются лишь те техники, которые можно использовать на
соревнованиях, с минимальным риском травмировать оппонента. Те,
упомянутые мной, возможности других, «боевых» вариантов исполнения
техник незримо присутствуют, но не нарабатываются, так как они
естественно могут всплыть в процессе соревновательного боя. Что
представляет собой само соревнование по Томики Айкидо: мы видим
стандартную систему – ката, присущие практически всем боевым искусствам и
рандори. И вот здесь начинаются разброд и шатания. Ката есть ката. Пары
выходят и демонстрируют исполнение базовых техник. Есть возможность
сравнивать, учиться. Но когда начинается рандори, то это просто страшно.
Страшно даже не то, что «айкидоки», абсолютно забив на защиту лица и
всего того, что находится ниже (извиняюсь) непонятно как полученного
цветного пояса, защищают лишь «зачетную зону», в которую их тыкают
резиновой сосиской, гордо именуемой танто. Страшно то, что все это
делается, с моей точки зрения, без намека на понимание.
Вы видели лица некоторых «болельщиков» на подобных
соревнованиях? Вы видели их лица, когда они, захлебываясь слюной, орут
до хрипоты: Мочи! Бей! Коли! Гэдан делай, гэдан! А с какими слезами
некоторые «проигравшие» уходят, так и не досидев до конца соревнований?
Никогда не забуду одно из таких соревнований. Один соревнующийся колол
другого танто. Колол по всем правилам, в стойке; а тот, кого кололи,
вместо мягкого ухода с линии атаки просто рвал дистанцию и всей массой
налетал на оппонента с выпрямленной рукой. Он делал изуродованную до
неузнаваемости технику сёмэн атэ, а в действительности получался удар
ребром ладони. Не удивительно, что эта туша разбила своему оппоненту
нос; тот ведь наивно защищал «зачетную зону». Он ведь не тренировал
боксерские уклоны. Напрасно. А как тот «айкидока» делал другие техники!
Лишь только он успевал схватить руку оппонента, он начинал ее ломать с
такой силой и яростью, что бедняга – атакующий просто спасал свою жизнь.
Помню то лицо после «боя». Ни тени раскаяния. Человек остался при
мнении, что делал все как надо.
Занимающиеся Томики Айкидо! Подумайте над тем, что вы
делаете! Что вы хотите тренировать? Как можно так соревноваться? Нужно
же всего лишь осознать то, что мы делаем. Соревнования это великолепный
инструмент для обучения. На них можно опробовать свое умение делать
технику на черных поясах. Там можно поработать с незнакомыми людьми. Там
можно учиться взаимодействовать. Нетрудно работать с напарником, с
которым ты тренируешься два, три года. А трудно за секунду начать
чувствовать абсолютно незнакомого оппонента. Понять, как он сейчас
ударит; какую технику захочет сделать; и, не противодействуя, слиться с
ним в едином для обоих движении, которое вы же и создали. Ведь это же
Айкидо? Это хотя бы красиво. Или тогда другой вариант. Если мы хотим
бить, делать удар ребром ладони в лицо, выламывать друг другу конечности
– пожалуйста! Рукопашный бой ждет нас. Поверьте, лично мне найдется,
чем ответить на удар ребром ладони в лицо. Но я это тренирую! Когда
несчастного «соревновательного айкидоку» бьют в лицо, он просто не
знает, что делать дальше. Необходимо понять, какой путь мы выбираем, и
не заниматься ерундой, называя это спортом.
А что есть спорт? В моем понимании это, прежде всего,
некая физическая активность, улучшающая здоровье организма. Как я
вывернулся? Даже ни придерешься с шахматами, ведь передвигание фигур -
то же своего рода физическая активность. Именно по этому
профессиональный спорт теряет главную свою цель – оздоровление. Поймите,
боевое искусство никак не может быть спортом ровно по тому, что оно
боевое! Никакой бой здоровью не полезен! Да, дух закаляется в бою, что,
несомненно, плюс. Но, возьмем Мохаммеда Али. Занимаясь боксом и проведя
много боев, дух его, наверное, силен. Он здоровый человек? Судите сами.
Боевое искусство умирает там, где начинается чистый
спорт. Вместо даже грамотного исполнения техник, на соревнованиях по
Томики Айкидо мы видим жалкую пародию на Дзюдо. Но это и не Дзюдо, так
как захваты за одежду запрещены ровно так же, как и «жертвенные
техники». Боевое искусство может и должно иметь в себе спортивную
составляющую. Так же, как и рукопашный бой. Даже представить себе
трудно, - из рукопашного боя то же сделали спорт! Неужели кто-то
считает, что инструмент, изобретенный для отнимания жизни, может
способствовать здоровью? Ну, уж точно не здоровью того, против кого этот
инструмент направлен. Или следует признать, что это все игры в Колизее;
«спортсмены» медленно (а иногда и быстро) убивают друг друга ради
денег, собственного эго и развлечения толпы. А ведь я не против этого.
Если человек выбрал для себя это, то это его путь. Путь гранд-мастера
Уэсибы был другим. Путь Айкидо другой. Путь боевого искусства другой.
Цель суть созидание, а не разрушение.
Люди! Человеки! Постарайтесь жить и действовать
осознанно! Если вы хотите «постоять за себя», есть Самбо – Система
самообороны без оружия. Если вы хотите «выжить в этом жестоком мире»,
займитесь рукопашкой или купите ружье. Если хотите всю жизнь (!)
постигать непостижимое – боевые искусства для вас.
Родители! Не отдавайте ваше слабое, больное, под час
вами же затюканное чадо в секцию Каратэ в надежде, что через месяц оно
уже набьет морду школьному хулигану из десятого класса! Нет, не набьет.
Нужно смотреть на вещи реально и стремиться к объективности. Мамы и
папы! Не отдавайте хилого и болезненного ребенка в школу Айкидо. Лучше
на плавание, на акробатику или просто в спорт зал. Вам же нужно не
боевое искусство. Вам же нужно чтобы ваш ребенок стал здоровым, и
желательно завтра. Что лучше плавания лечит сколиоз, сутулость, аритмии? А
вы отдаете детей в Ушу и удивляетесь, почему после года тренировок нет
того эффекта, которого вы ожидали. Боевые искусства не для всех! Что бы
вам ни говорили. И Айкидо не для всех. Да, возможность есть у каждого,
но не всем это действительно нужно. Пусть лучше ваш ребенок лет до
тринадцати, кроме школы и других занятий, занимается именно спортом.
Необходимо, чтобы боевое искусство было его сознательным выбором!
Дети! Решите для себя, что вам нужно. Не слушайте
родителей, дядей, соседей, одноклассников и т.д. говорящих, что одно
боевое искусство лучше другого, другое лучше третьего, а рукопашный бой
вообще полный отстой по сравнению с боксом. Здесь вы должны сами делать
выбор. Это ваша жизнь. Это ваш путь. И если вы все же выбрали «тернистый
путь боевых искусств», то идите по нему уверенно и открыто, но не
забывайте об осознанности. Вам стоит осознавать, что вы делаете.
Просто подумайте обо всем этом на досуге. И я подумаю.
Я многого не сказал, многих тем не затронул. У меня
свой взгляд, сформированный и формирующийся всем тем, с чем я
сталкивался и сталкиваюсь на своем пути
Источник: http://smiletoyou.ucoz.com/publ/boevye_iskusstva/dlinnaja_zlobnaja_rugatelnaja_statja/2-1-0-5 |