Наука каллиграфии помогает будоке лучше понять боевое искусство, и, кроме того, изменяет структуру мозга к образному, целостному восприятию мира (цуки-но кокоро).
Хакама(яп. 袴)была частью традиционной японской одежды до 1868 года и свидетельствовала о его положении в обществе.
Всего ранее существовало четыре вида хакама:
Хакама с двумя штанинами используемая ныне в боевых искусствах –
дзёба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И
носили этот вид хакама в основном самураи.
Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не
сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная
версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы
говорили о брюках.
Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.
И последняя разновидность хакама – полная противоположность второму
типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на
аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и
перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В
ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла
неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё,
требовалась помощь по крайней мере одного человека.
Сегодня
роль хакама в Будо более символическая - напомнить о традиции, чем
тактическая - скрывать движения ног, физическая - почувствовать
концентрацию энергии в Центре и эстетическая – продемонстрировать
торжественную походку и пластическую красоту движений. После тренировки
хакама тщательно расправляют и складывают.
Сэнсэй Морихиро Сайто однажды сказал, что О-Сэнсэй
был категоричен относительно того, что все должны носить хакама. Он
говорил, что хакама не имеет отношения к уровню мастерства. Но
Основатель предоставил своим ученикам выбор – практиковать в хакама или
без хакама, чтобы ученики могли купить ее потом. Поэтому на Западе
полагают, что ношение хакама свидетельствовало об уровне мастерства или
опытности в Айкидо, хотя скорее это говорило о финансовых возможностях
ученика.
Хакама должна прикрывать собой щиколотку, быть как можно
длиннее, но не стеснять при этом движений. Хакама может быть разных
цветов, О-Сэнсэй носил хакама белого или черного цвета, Киссёмару Уэсиба
(второй Досю) носил серую хакама.
Сегодня ношение хакама
разрешается в Айкидо Айкикай для девушек с 3-го кю, для юношей с 1-го дана. Для тех, кто практикует Ивама-рю и Айкидо по направлению Нисио
Сёдзисэнсэя - с 3-го кю (традицию ввели представители северных стран). В
Ёсинкан Айкидо с 1-го дана, но только, если вы ведете занятия в своей
группе… на семинаре - с позволения старшего инструктора. В Томики-рю с
1-го дана... на соревнованиях - без нее!
Значение семи складок у хакама
Сэнсэй Мицуги Саотомэ в своей книге «Принципы Айкидо» приводит слова Морихэя Уэсиба о том, что семь складок хакама(5 спереди и 2 сзади)символизируют 7 добродетелей Будо (японского кэмпо):
Дзин (Jin): Доброжелательность, великодушие
Это
означает внимательное отношение к другим, без учета происхождения,
возраста, пола, общественного мнения или неблагоприятных обстоятельств.
Не следует причинять неудобства или ненужные страдания
Ги義(Gi): Честь, справедливость
Понимание
чести приходит через уважение к себе и к другим. Это значит быть верным
своему слову, своим обязательствам и своим идеалам
Рэй礼 (Rei): Вежливость, учтивость
Вежливость
- не столько выражение искреннего интереса к другим, сколько
социальное поведение, выраженное в поступках и уважительном отношении к
другим
Ти (Chi): Мудрость, ум
Мудрость
– синоним способности различать положительное и отрицательное, иметь
объективное представление о значимости положения дел и событий
Си (Shin): Искренность
Искренность
– обязательное качество для тех, кто занимается боевыми искусствами.
Без нее практика боевых искусств становится обманом или самообманом.
Самоотдача в боевых искусствах должна быть полной, непрерывной
Тю (Chu): Верность
Добродетель,
которая почти исчезла в современном мире, но является фундаментом для
боевых искусств. Будока берет на себя обязательства исполнять и с
уважением относится к внутренним правилам, установленным в его школе
Ко (Koh): Благочестие, почтительность, почитание старших
Благочестие
в нашем случае – это всецелое и искреннее уважение основ боевых
искусств - технических, духовных, исторических и философских.