Наука каллиграфии помогает будоке лучше понять боевое искусство, и, кроме того, изменяет структуру мозга к образному, целостному восприятию мира (цуки-но кокоро).
Оздоровительное – такое направление кэмпо никак не боевое искусство или единоборство. Цели подобного направления кэмпо здоровье. Используется как профилактическое, лечебное, гериатрическое средство. Часто это вид фитнеса, например, каратэбика (смешаны каратэ и аэробика). Из традиционных в данную категорию часто относят китайскоетайцзицюань[1].
Прикладное – это направление кэмпо направлен на конкретные
боевые цели. Чаще всего это армейские виды кэмпо. Прикладными также были
практически все древние виды кэмпо, иначе они не сохранились бы, так
носители их не смогли бы выжить и оставить последователей. Из японских видов в кэмпо – будзюцу – таковыми остаются виды с концовкой «дзюцу» (искусство, техника): дзюдзюцу, кэндзюцу, ниндзюцу. Из неяпонских боевое самбо и рукопашный бой[2] к примеру.
Спортивное – это чисто соревновательное направление кэмпо. Цели – медали, места, слава и достижения (рекорды). Это все виды из олимпийских: бокс, борьба, самбо, тхэквондо. Из национальных примером может быть японское сумо. Китайское ушу в спортивном варианте становится гимнастикой ушу.
Традиционное – это направление исповедует наиболее полное воплощение боевого искусства,
как целостную систему. В традиционном варианте практически всегда
присутствует изначальный прикладной аспект. Традиционное направление
чаще всего отрицает спортивное, но включает оздоровительный аспект, если
это соответствует изначальной традиции того или иного кэмпо. Так
традиционные стилиушу[3] получили отдельное наименование цзинъу (чистое боевое искусство)[4]. В каратэ-досётокан-рю традиционного направления придерживается сётокай мастера Сигэру Эгами, который, следуя заветам создателя стиля сётокан Фунакоси Гитина, отрицает спортивное направление каратэ. Важнейшим аспектом традиционного направления является боевое искусство ако искусство[5].
Эзотерическое – это направление достаточно мало распространённое. Здесь целями боевого искусства становятся не боевые, или спортивные аспекты. Скорее это направление ближе к оздоровительному, только на уровне традиции и эзотерики. Важнейшим становится работа с энергиями, астральные аспекты (астральное каратэ). Так довольно массовое тайцзицюань, многими воспринимаемое как чисто оздоровительное кэмпо, на самом деле является совершенно эзотерическим, где практикой поверяются даосские принципы инь-ян[6]. В этом варианте его даже называют тайцзи-цигун[7]. Из стилей айкидо чисто эзотерическим считается Ки-Айкидо мастера Коити Тохэя. В нем айкидо, как боевое искусство, отходит на второй план, а главным становиться умение управлять своей энергетикой[8], силой Ки[9]. К ним относится и «железная рубашка» из цигун[10].
Религиозное – это направление кэмпо распространено в религиозной среде, чаще всего в буддистских, даосских монастырях. Это в первую очередь ушулегендарного монастыря Шаолинь. Нововозникающие кэмпо также могут быть религиозными, если того хотят создатели. Примером может быть сёриндзи-кэмпо, где последователи этого кэмпо считаются буддистскими монахами. Среди новоделов также могут быть религиозные. Так славяно-горицкая борьба вполне религиозный уже вид русского кэмпо, так как создатель-восстановитель его Белов, объявил себя священником славянского язычества. Есть и мусульманское направление кэмпо[11].
Тантра – особое направление, когда во главу становиться
эзотерическое, мистическое развитие занимающегося боевым искусством. К
тантрическим боевым искусствам относят астральное каратэГуру Вар Аверы, и особо айкидо в высшем своем развитии Морихэем Уэсибой[12].
В китайском кэмпо – ушу
есть подразделение на 2 главных направления: внешнее и внутреннее –
вэй-цзя и ней-цзя. К внешним относятся все виды, стили и школы ушу, где
во главу ставиться физическое и боевое самосовершенствование. К
внутренним относятся те виды, где главным является работа с энергией и
внутреннее самосовершенствование бойца. К этой группе причисляются тайцзицюань, синъицюань и багуачжан.
Только две цитаты-иллюстрации оного противостояния групп ушу: «ученик
во время занятий ушу ни в коем случае не должен "думать о том, как
ударить человека”. Такие мысли, воспитывающие в нем агрессивность и
коварство, только помешают ему обрести духовную свободу» ISBN
5-88230-009-Х В.Малявин. Традиция «внутренних школ» ушу. М. 1993 с.58;
«они только размахивают руками и ногами и не могут постичь сокровенный
смысл воинского искусства» там же с.61
↑
Джон Стивенс «Секреты Айкидо» "София" 2001 цит: ""эта книга исследует
тантрический аспект Айкидо, объединение мужского и женского"” ISBN 5-220-00431-X