О себе В соответствии с тибетским
календарем, я родился 56 лет назад в стране, где не было Дхармы. Моей
матерью была женщина, которую нашли в коробке из-под обуви,
подброшенной к чужому крыльцу. А отец прибыл издалека, и у его предков
были монгольские корни. Так что, я начинал с нуля, я
появился на свет в такое время и в такой стране, где не было ни
великих, ни Дхармы. Зная это и помня об этом, я думаю, что только в
силу глубоких устремлений, рожденных мною в прошлых жизнях, я уже в
ранние годы стал служить Дхарме, хотя это и было неслыханно для того
времени и места, где я родился. Я сумел добраться до Азии и оказаться
рядом с великими гуру. Я сидел у ног практически всех больших
ньингмапинских лам и получал очень много учений у великого 14-го
Далай-ламы, а также некоторых из его учителей – Дуджома Ринпоче, Дилго
Кхьенце Ринпоче, Трушига Ринпоче, я стал сердечным учеником Тричена
Ринпоче, который является держателем трона монастыря Миндролинг, и
Пенора Ринпоче. Должны ли мы считать это удачей?
Откровенно говоря, я не считаю это просто удачей. Скорее, здесь нужно
говорить о глубоких устремлениях, зарожденных мною в прошлых рождениях и
накоплении благих и дурных поступков, совершенных мною в прошлых
жизнях. Именно они направили меня в ту точку пространства, которую
нельзя назвать ни совершенной, ни удобной, но которая в конечном итоге
превратилась для меня в величайшее благословение. Я был
признан тулку, тертоном (открывателелем тайных сокровищ). Это признание
было сделано главой традиции Ньингма и подтверждено многими великими
ньингмапинскими ламами. И хотя я и обладаю этими высокими титулами,
которые я унаследовал из своих прошлых рождений, я считаю себя
всего лишь странником, человеком, у которого нет таких уж блестящих
познаний, но который снова и снова получал учения, ванги (посвящения) и
лунги (устные передачи). В Дхарме не так важно быть очень умным, но
крайне важно быть простым и питать великую веру в своего гуру. О чистоте намерений Чистое
намерение – это то, чем мы должны руководствоваться в своих поступках.
Все мы, обретающие человеческое тело, приходим в этот мир с огромным
багажом. Каждый, кто начинает эту жизнь, приносит с собой накопленные
им в прошлой жизни знания, навыки и поступки, хорошие и дурные. Все это
предопределяет те ситуации, в которых мы оказываемся в этой жизни, а
также тех, кого мы – в зависимости от совершенных нами прежде благих
или дурных поступков, — будем считать своими учителями. Другими
словами, если вы родились где-нибудь в Африке или в Техасе, то есть в
местах, где нет места буддийской Дхарме (по крайней мере, так было в
прошлом), то вашим учителем станут ваши родители и общество. Эти люди,
скорее всего, будут учить вас не Дхарме, но тому, что, с их точки
зрения, является верным. Если вы родились в таком месте,
то ваши родители непременно будут говорить вам: «это правильно, а это
неправильно», «вот это важно, а это нет», «ты достигнешь успеха, если
устроишься на хорошую работу, будешь получать кучу денег, выйдешь замуж
за богатого парня». Вот к таким мыслям нас приучают, и мы начинаем
думать: «У меня должна быть самая престижная работа, самая высокая
зарплата, самый богатый муж, самый большой дом, самая дорогая машина, —
вот он мой путь к величию». Вы идете в ближайшую церковь и исповедуете
религию так, как вас к этому приучили. И в результате вам не остается
ничего иного, кроме как неуклонно придерживаться поведения, которое я
бы назвал «дискурсивным» или «ядовитым»; поведения, которое закрепляет в
вас привычные тенденции, а те, в свою очередь усиливают и без того
присущее вам неведение. В современном обществе человек неизбежно
становится белкой в колесе, которая бегает по кругу снова и снова, не
зная никакой иной жизни и не особенно понимая смысла собственных
действий. Для него этот бег по кругу и есть жизнь. Но, в
действительности, укрепляя в себе привычные тенденции, вы лишь
усиливаете собственное неведение, насквозь пропитываясь ядом. Будда дал
нам 84 тысячи учений, эти учения – не просто нектар или мудрость, они —
лекарство, противоядие к тем ядам, которыми наполнено современное
общество всех стран мира. Чистая мотивация должна
присутствовать в нас с первых шагов по духовному Пути. То, как мы
начинаем это движение, имеет большое значение. Ведь если все, чему нас
учат, лишь укрепляет в нас привычные тенденции, из-за которых мы все
глубже погружаемся в неведение, во тьму, то с каждым днем наше
существование становится все труднее и труднее. До тех пор, пока мы не
открываем для себя истинный путь. О чистой мотивации Многие
люди, приступая к изучению Дхармы, ищут великих гуру, великие пути и
великие традиции. И в умах этих людей присутствует мысль «Я хочу
достичь Просветления». Они хотят прийти к Просветлению, хотят накопить
великую мудрость и великие заслуги. Очень часто, разговаривая со своими
учениками и новичками на пути, я вижу, что их главная мотивации
сосредоточена в слове «Я». «Я хочу достичь Просветления», «Я хочу
обрести мудрость», «Я хочу получить знания, чтобы мог прийти к
Просветлению». Но учение Будды состояло не в этом, и не об этом говорим
мы с вами. Мы считаем, что вся мудрость, все знания и все великие
заслуги, которые могут быть накоплены нами, должны помогать нам прийти к
духовной реализации. И эта реализация и благословение гуру помогут нам
углубить свои знания, а практика под пристальным взором великого
учителя превратит эти знания в мудрость, в нектар, в истинную
реализацию. Но все это все единственной целью – принести пользу всем
живым существам. Все те великие заслуги, которые мы накапливаем, мы
должны посвящать счастью других существ и великим Буддам. А в основе
всей той мудрости, которой мы делимся, должно лежать желание помочь
людям, вывести людей из тьмы в свет, помочь тем, кто болен, кто
страдает. Мы должны думать об этих людях как о неотъемлемой части
нашего духовного роста. Я полагаю, что великие намерения
начинаются с правильных ощущений, возникших в нашем сердце. От
намерения мы переходим к мотивации. Мотивация – это движущая сила,
которая помогает нам осуществить намеченные цели. О чистом восприятии Многие
высокие ламы говорят, что все, с чем они сталкиваются в жизни,
является проявлением раскрывающейся у нас на глазах чудодейственной
божественной энергии. Они слышат во всем мелодичные звуки Дхармы. В
звуках отбойного молотка высокий лама может услышать мелодичную дробь
ритуального барабанчика. Чистое восприятие является одной
из наиболее важных концепций. Это потрясающий взгляд на вещи, к
которому я всеми силами призываю людей. Чистое восприятие — одно из
глубочайших воззрений. В конечном итоге оно сводится к тому, что все
то, что мы говорим, делаем или думаем, оказывает воздействие на других.
Мы часто говорим: «Он обидел меня своими словами», «Он причинил мне
боль своими поступками», но никогда не скажем: «Он подумал обо мне
дурно, и тем самым нанес мне вред своими мыслями». Но, в
действительности, мы все очень тесно взаимосвязаны. И все, что мы
говорим, делаем или думаем, отражается на других. И если мы способны
понять это и попытаться жить в соответствии с этими принципами, это
будет свидетельством нашего понимания природы закона кармы. О чистой преданности Чистая
преданность заставляет нас совершать так много посвящений своему гуру и
другим существам. Преданность и посвящение заслуг тесно взаимосвязаны.
Преданность, на мой взгляд, проистекает из глубокой благодарности,
любви, уважения, восхищения и решимости, — всех этих чувств, которые мы
подносим своим учителям, своим гуру и всем Буддам, которые нас
окружают. В западном сообществе многие говорят: «Я работаю только ради
денег, я получаю зарплату и ухожу». «Я помогаю этим людям, потому что
они мне платят», или «Я не ударю пальцем о палец ради другого, потому
что я – не раб». Меня воспитывали в несколько ином ключе. Меня учили,
что чем больше мы будем служить другим, в особенности, если в том нет
никакой выгоды для нас самих, тем больше заслуг мы обретем, тем больше
благословений мы получим. Чем больше в вас преданности Дхарме, Трем
Драгоценностям и вашему гуру, тем больше получите вы благословения и
великих реализаций. О терпении Изучая
Дхарму и помня о ее базовых принципах, также очень важно взращивать в
себе терпение; быть терпимым к идеям, философским взглядам и религиям
других людей. Все религии прекрасны, это лишь разные пути, зачастую
ведущие к одной цели. Это лишь разные пути, помогающие нам стать
достойными людьми. Терпимость и терпение имеют чрезвычайную важность.
Существует множество великих историй в буддийской Дхарме. Например, та
история о молодом человеке, который посвятил многие годы изучению
буддийской Дхармы, а затем на долгие годы удалился в затворничество для
медитации о Будде Майтрейе. Он очень хотел получить хоть какие-то
знаки от Будды Майтрейи, увидеть его воочию и долгие годы прилагал
усилия, и тогда — многие из вас знают эту историю, — Будда Майтрейя
проявил себя в образе собаки. Из этой истории мы можем вынести две
вещи. Она учит нас не только терпению, но также доброте ко всем живым
существам. Вы должны помнить о том, что куда бы вы ни отправились, на
кого бы ни посмотрели, всегда существует вероятность, что перед вами –
Будда. И, глядя на живых существ, начиная от самых влиятельных,
богатых, невероятных, умнейших, гениальных людей, от самых огромных и
свирепых зверей и до мельчайших насекомых, вы должны думать о том, что
ни одно из этих существ не желает страдать, ни одно из них не желает,
чтобы его мучили, и всем им нужна любовь, понимание, терпение и
сострадание. И это те качества, которые мы стремимся в себе развить. Руководствуясь
этими соображениями, мы стараемся научиться понимать философские
взгляды и религии других людей, мы стараемся понять, что человеческое
страдание – это то, о чем мы никогда не должны забывать. Мы приучаем
себя ставить на первое место чужое страдание, а свое – на второе.
Источник: http://www.facebook.com/notes/gakusei-do/%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BB-%D1%82%D1%8 |