боевые искусства мира в Беларуси
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
цигун [13]
экстрасенсорика кэмпо [22]
бесконтактный бой [8]
тайцзи [1]
тайцзицюань и тайцзи-цигун
кико [5]
японское цигун
киай [1]
айки [4]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

  

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » энергетическое » айки

об сути Айкидо
СНАЧАЛА - ДВА «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ»
Первое…
Я (как и другие обычные люди) не знаком с собой.
Прежде чем пытаться узнать - какой я, нужно определиться с тем - кто (или что) я.
А прежде этого хорошо было бы узнать - существую ли я (вообще).
В этих вопросах у меня никакой ясности нет, поэтому, когда я говорю «Я», за этим не стоит ничего определённого. Это - так - для удобства общения.

Второе…
А есть ли общение?
Мне кажется: мы (обычные люди) вообще не пересекаемся друг с другом.
Мы (как бы) живём в разных мирах, в разных измерениях.
Ну, например, я что-то говорю Вам, вкладывая в свои слова свой (только мне известный) смысл. Мёртвые слова «долетают» до Вас, вы наделяете их СВОИМ смыслом (в соответствии с Вашим уникальным умом).
Таким образом, то, что «сказано», и то, что «услышано», - совсем не одно и то же.
Потом Вы мне что-то отвечаете, и такой же процесс НЕПОНИМАНИЯ происходит в обратном направлении.
То есть, каждый (как бы) говорит сам с собой, используя «собеседника» как экран, на который проецирует свои представления.
Непосредственное общение, видеосвязь, общение по телефону, обмен текстовыми посланиями - при переходе от одного к другому вероятность «понимания» всё больше снижается.
Так же и в действия каждый вкладывает свой смысл.
Наши тела могут соприкасаться, но умы не соприкасаются никогда.
Когда ДВОЕ (одновременно или, чаще, по очереди) выходят за пределы ума, они обнаруживают, что их уже не двое (что они едины). Это как не могут существовать две бесконечности. Бесконечность всегда одна.


«ОПРЕДЕЛЕНИЕ» АЙКИДО

Что такое «айкидо»? Обычно от большинства людей я слышал что-то вроде: «Это японское оборонительное боевое искусство, в котором энергия противника используется против него самого». На основании своего опыта я считаю, что в этом определении верны только слова «боевое искусство» (сокращённо - «БУДО»). Остальное неправильно. Попытаюсь объяснить – почему.
Начнём с конца («…энергия противника используется против...»). Человеческий ум не способен увидеть истину (он просто не предназначен для этого, как, например, уши не могут видеть, а глаза – ощущать запах). Ум всё разделяет на «ты» и «я», «твоё» и «моё», «верх» - «низ», «хорошее» - «плохое» и так далее. Скорее всего, океан энергии един; а тот, кто «делит» энергию на твою и мою, просто не видит природы вещей. В АЙКИДО нет такого понятия, как «противник». («В истинном БУДО нет врагов», - говорил Основатель АЙКИДО Морихэй Уэсиба.) Партнёр (на тренировке) или агрессор не рассматриваются как нечто отдельное от Мастера АЙКИДО. Мастер знает, что волны кажутся отдельными только на поверхности. На самом деле это один океан. Материки или острова под водой соединяются, внутри нашей планеты нет границ. Вселенная едина.
И конечно Мастер просто не может ничего сделать «против». Он всецело «за». Он течёт вместе с рекой. Его ЭГО умерло (личность растворилась). Осталась только ГАРМОНИЯ. Вселенная поёт свою песню через тело Мастера АЙКИДО. Вселенная решает, как поступить с агрессором. Его физическое тело может не пострадать совсем или может погибнуть, но, в любом случае, он уходит после встречи с Мастером – обогащённым.
«…Оборонительное искусство…» Конечно, Мастер АЙКИДО не атакует. Но он и не защищается. Оборона – это всего лишь другой полюс атаки. Мастер – за пределами всего этого. Как говорил О'Сэнсэй, «секрет АЙКИДО – в гармонии со Вселенной...; тот, кто познал секрет АЙКИДО, может ... сказать: "Я – это Вселенная”». Пытаясь напасть на Мастера, агрессор, по сути, пытается навредить Природе, частью которой он сам является. Таким образом, его действия оборачиваются против него самого, и он проигрывает в самом начале. Только задумав атаку, он уже проиграл.
И, наконец, «...японское...». Конечно, АЙКИДО родилось и начало цвести в Японии. Именно современная Япония явилась для него благодатной почвой. Почему так случилось? Возможно, по ряду причин...
• В этой стране принято любое дело доводить до совершенства.
• Мирская (внешняя) жизнь не менее важна, чем внутренняя. И нет границы между внутренним и внешним, ведь...
• в Японии смог расцвести ДЗЭН (который родился в Индии и вырос в Китае).
• В этой стране издавна культивировались боевые искусства, но раньше они использовались непосредственно в войнах, и у многих людей не было времени и мотива, чтобы развивать БУДО дальше, когда был достигнут прикладной аспект.
Но, несмотря на всё это, я думаю, АЙКИДО невозможно монополизировать, ограничить пределами Японии или планеты Земля. Оно так же безгранично, как ИСТИНА, как само Существование.
Кстати, само слово «айкидо» можно перевести с японского как «путь гармонии жизненной энергии» (или «путь любви»).
Кого же можно назвать Мастером АЙКИДО? Думаю, это ПРОСВЕТЛЁННЫЙ человек, который выражает своё ПРОСВЕТЛЕНИЕ через БУДО.


МЫСЛИ ОБ АЙКИДО


Человеку, который живёт в ГАРМОНИИ, конечно, не нужно «заниматься айкидо». Но таких (пробуждённых) людей очень немного. В чём можно усмотреть величие того, ЧТО «подарил» миру О'Сэнсэй Морихэй Уэсиба?
Наиболее разумным людям приходят на помощь принципы АЙКИДО. Это целостность, центрированность, расслабленность, слияние со всем сущим, спонтанность... На самом деле, это не какие-то отдельные принципы, это просто многочисленные грани (или стороны) одного и того же явления – Гармонии (Истины). Но если люди пытаются привнести эти принципы во все свои действия, у них, возможно, быстрее появляется шанс проснуться - попасть в пространство АЙКИДО.
Людям менее талантливым (менее развитым) бывает трудно сразу понять ценность этих принципов. И тогда им на помощь приходят техники айкидо. Особенность этих техник – в том, что их невозможно правильно сделать, если не соблюдать принципы АЙКИДО.
Таким образом, практикующих Айкидо это искусство всё время тянет к чему-то большему (всё выше и выше, всё глубже и глубже).
Возможно, в АЙКИДО кто-то найдёт свой путь к ИСТИНЕ. Может быть, из ста человек, пришедших в додзё, останется заниматься только один. Может быть, один из ста оставшихся «доберётся» до принципов, распространяя их на все техники (и на свою жизнь в целом). Может быть, один из тысячи этих наиболее разумных людей пробудится ото сна, выйдет за пределы ума.
Конечно, вся эта математика – приблизительна, но, если это возможно, разве это не подарок для нас, который пришёл от Существования через Уэсибу?


ИНЬ и ЯН в АЙКИДО

Наше существование протекает (пульсирует) между полярностями: вдох - выдох, жизнь - смерть, любовь - ненависть, земля - небо, мягкое - жёсткое, чистое - грязное, мужское - женское и т.д.
Айкидо (путь гармонии) превосходит эту двойственность и пользуется ей в своей реализации. Рассмотрим проявление женского и мужского начал в технике АЙКИДО.
Взять, к примеру, атаку на ваше тело. Как можно поступить с ней (в соответствии с принципами АЙКИДО)?
Возможность первая: если вы видите «дырки» в обороне атакующего, вы можете, пропустив атаку, войти в них со своей силой (пусть даже незначительной). Это есть принцип ИРИМИ (и соответствует мужскому началу - ЯН).
Если вы не видите «дырок» (или у вас нет времени на вход), вы можете попытаться слиться с атакой (принять её). Это принцип ТЭНКАН. Он соответствует женскому началу - ИНЬ.
Бывает, что принципы ИРИМИ и ТЭНКАН используются в чистом виде. Это занимает минимум времени и соответствует обычно высокому уровню мастерства.
Проиллюстрировать ИРИМИ можно на примере техники «тюдан дзуки - сокумэн», а ТЭНКАН - на примере «сёмэн ути - кокю нагэ».
Но чаще всего эти принципы сочетаются, перетекая один в другой (энергия как бы играет между ними).
Например: динамичная атака «ёкомэн ути». Техника «ирими нагэ» с входом вовнутрь. Здесь сначала используется ТЭНКАН, потом - ИРИМИ.
Или сильный статичный захват «моротэ дори». Чтобы раскачать партнёра, можно сделать «атэми» (ударное импульсное воздействие) в открытое место (принцип ИРИМИ). Захват ослабнет, и можно выбросить тело партнёра, слившись с атакой (техника «кокю нагэ»), то есть, применив принцип ТЭНКАН.
Но если нашего кокю не хватило для броска, и разбалансированное тело партнёра всё же устояло, то можно попробовать воздействие типа ИРИМИ (например, использовать техники "ирими-нагэ" или "сокумэн"). Или опять сливаемся с партнёром (принцип ТЭНКАН).
И, опять же, эти принципы - не нечто отдельное. Наверное, было бы ошибкой думать, что при использовании принципа ИРИМИ человек не должен сливаться с атакой. Невозможно "сделать" ничего стоящего, если ты не чувствуешь "партнёра" (не пускаешь в него корни).
Как бы то ни было, гармоничная игра мужского и женского начал – и ваша техника становится божественной.


АЙКИДО ДЛЯ ЖЕНЩИН

Чем может быть интересно АЙКИДО для женщин? Что это БУДО может дать женщине? И что женщина может привнести в Айки-тренировки?
Сначала хочется сказать, что (на мой взгляд) АЙКИДО (как и ГАРМОНИЯ, как и ИСТИНА) не делит людей на мужчин и женщин. Это будо помогает всем без исключения, ведь это – истинное будо.
Наверное, иногда женщине может быть легче понять АЙКИДО. К сожалению, наш мир насыщен агрессией, борьбой, конкуренцией, и в связи с этим – ложью. Приходя в ДОДЗЁ, люди неохотно отказываются от привычки бороться. Особенно это свойственно мужчинам (в силу природных причин). А ведь основной принцип АЙКИДО: не бороться! (Гармония и борьба несовместимы.) Это легче понять женщине, потому что в этом и состоит женская природа. Поэтому я вижу, что АЙКИДО – это естественный путь для женщины в боевом искусстве. И этот путь может привести к Мастерству. Она может стать на этом пути МАСТЕРОМ! (Мастером будо, то есть Мастером ЖИЗНИ.)
В додзё женщина может принести свою мягкость, напомнить мужчинам о бережном отношении к партнёру, напомнить о том, что физические параметры не должны иметь никакого значения в истинном будо.
Лично мне почти ВСЕГДА приятно тренироваться с женщинами. Главное – раскрыться и следовать своей природе. Тогда тренировка приносит настоящее наслаждение.


ФРАГМЕНТ ПИСЬМА

...Знаете, есть такие картинки - 3D? Их можно смотреть на бумаге или на экране монитора - без разницы. (В интернете их много.) Они могут быть цветными или чёрно-белыми. Смотришь обычным зрением - вроде бы какой-то замысловатый ничего не значащий узор. А расфокусируешь свои глаза, «настроишь» их некоторым образом - и вдруг... ВИДИШЬ (!) объёмное очень яркое (без всякой искусственной подсветки) изображение чего-то вполне определённого. В первый раз бывает трудно УВИДЕТЬ. Ведь тело ещё не знает, КАК это. Некоторые даже отчаиваются. Но когда кто-то стоит рядом и говорит, что это не розыгрыш, что это реально, что это просто... Человек пробует ещё и ещё... и однажды это ПРОИСХОДИТ! И теперь ты знаешь способ, ты ЗНАЕШЬ - как. Уже нетрудно увидеть все остальные «объёмные» картинки.
Ну, Вы наверняка сами всё это знаете. Я лишь напоминаю это, чтобы провести некоторую аналогию.
На мой взгляд, ДЗЭН - это нечто подобное 3D-картинке. Конечно, гораздо большее, неизмеримо большее. Но принцип - примерно такой. Здесь можно только УВИДЕТЬ. Истина не нуждается в доказательствах. Ты либо видишь, либо не видишь...


КОМУ «НУЖНО» АЙКИДО?

Что такое АЙКИДО с точки зрения ума (личности, ЭГО)?
Это СМЕРТЬ.
АЙКИДО - это (ни больше, ни меньше) смерть личности, которая может произойти и до смерти тела.
Да, конечно, по ту сторону «двери» обнаруживается блаженство, экстаз, бессмертие...
Но это - по ТУ(!) сторону. И кто знает - не «сказки» ли всё это.
А с «этой стороны» (со стороны ума) это выглядит как смерть, стирающая все твои «знания», все твои сны.
Кто захочет добровольно умереть? Почти ВСЕ хотят (наоборот) - стать КЕМ-ТО.
И даже если найдётся очень разумный и отважный человек (а может, безумец), который ЗАХОЧЕТ «умереть»... Он не сможет. Пока ты что-то ХОЧЕШЬ, ЭГО живёт.
Вот когда происходит понимание глупости ВСЕХ желаний, и они исчезают сами собой, вот тогда и ОБНАРУЖИВАЕТСЯ гармония, которая всегда была здесь. (Просто мы не могли видеть её сквозь толстые слои своих надежд, желаний, грёз...)
Сколько людей «жило» до нас? Миллиарды. И почти все они «любили», ненавидели, строили планы, сражались, боролись, самоутверждались, гонялись за деньгами, славой и властью, радовались, СТРАДАЛИ, что-то "производили"...
И где теперь всё это? Смерть СТЁРЛА всё!
Только единицы (среди которых, возможно, и Морихэй Уэсиба) поняли всю тщетность подобной «жизни» и вышли из порочного круга.


РЕЗОНАНС

В науке ФИЗИКЕ каким-то образом описано явление резонанса. Наверняка, это явление до конца не изучено. Насколько я помню из школьного курса: когда друг на друга накладываются две одинаковые (или почти одинаковые) волны, их «сумма» значительно превышает логические ожидания. «Сила» совпавших волн настолько огромна, что её бывает нелегко предвидеть и контролировать. И тогда она может стать разрушительной. Но энергия не бывает «хорошей» или «плохой». «Результат» зависит от того, как её используют и оценивают люди.
Наверное, с явлением резонанса сталкиваются и люди, занимающиеся боевыми искусствами. Если это истинное (не ориентированное на насилие) БУДО, одним из принципов которого является СЛИЯНИЕ, человек учится резонировать с атакой. Ты просто реально чувствуешь, что чем лучше сливаешься, тем меньше нужно затрачивать «своих» сил.
Возможно, Мастер БУДО настолько тих, настолько чувствителен, настолько искусен в резонировании, что без труда «проникает» в человека, «сливается» с ним, как и со всем своим окружением. (Он изначально не отделяет «себя» от Вселенной.) И кажется неудивительным, что Мастер без видимых усилий берёт под свой контроль и как бы управляет действиями атакующего.
Может быть, «сверхспособности» Мастера - это результат «резонанса со Вселенной»?


«БОЕВОЙ АСПЕКТ»

Бывает, что люди «приходят в айкидо» за «боевым аспектом». («Это же боевое искусство - значит должно работать».)
Безусловно, так и должно быть. Скорее всего, так и есть. Только, на мой взгляд, за реальный «боевой аспект» (то есть за умение справиться с любой атакой) придётся кое-чем заплатить.
Я думаю, что у «занимающихся АЙКИДО» «боевой аспект» появляется не сразу, но если появляется, то мгновенно (причём сразу на 100%). Мгновенный скачок: от 0% до 100%! И происходит это, когда человек вдруг обнаруживает, что стал Мастером (вдруг обнаруживает, что ЭГО больше нет). Всё, что ДО этого - это (на мой взгляд) самообман, то есть попросту иллюзия. Ведь АЙКИДО - это путь неусилия. И никакими усилиями его «за уши не притащишь». Так что «заплатить» за «боевой аспект» придётся своим ЭГО.
В общем, «боевой аспект» в АЙКИДО (то есть реальное мастерство) появляется только тогда, когда ты в нём уже не нуждаешься. Казалось бы - парадокс. Но жизнь парадоксальна, и ничего тут не поделаешь. Есть только 2 пути: принять жизнь такой, как она есть, или продолжать спать (плавать в своих снах, в своих иллюзиях).


ЭВОЛЮЦИЯ В БУДО

Наверное, почти каждому из нас приходилось бороться, сражаться, конкурировать. И, чтобы не проиграть, мы время от времени каким-то образом "готовились” к предстоящей борьбе. Естественно, с "эволюцией" человека (и человечества) способы борьбы (и подготовки к борьбе) тоже "эволюционировали".
Обычно мы видим, что в драке побеждает более физически сильный, более крупный человек. Поэтому первое, что приходит на ум, это увеличить физическую силу и вес своего тела. (Часто эти процессы происходят вместе.)
Но не всё так однозначно. Некоторые люди от природы не обладают большим телом и, даже сильно развив свою мускулатуру, не могут успешно бороться с более крупными соперниками. Да и у "крупных” сила со временем идёт на спад из-за возраста и болезней.
Если вспомнить из курса физики, энергия равна произведению массы на квадрат скорости (Е=m•v²). Даже незнакомые с этой формулой люди порой замечали, что масса - это хорошо, но скорость - ещё лучше. Во все времена были воины, которые не отличались большим весом тела, но побеждали за счёт скорости и ловкости. Для этого, конечно, требовались не менее упорные тренировки, зато результат был хороший и держался заметно дольше. Чтобы успешно сражаться без оружия и минимизировать повреждения своего тела, таким людям приходилось разными путями укреплять тело (особенно его ударные поверхности).
Однако ускорение и скорость движения человеческого тела имеют свои ограничения. Старость и болезни на это тоже заметно влияют. Люди продолжали искать... Редко, но стали появляться мастера БУДО, которые побеждали без гигантских размеров и резких движений. Они говорили о рациональности движения, о более разумном использовании своего тела, о чувствительности (то есть об ориентации на тело оппонента). А чувствительность невозможна без некоторой внутренней тишины (медитативности). Конечно, у таких мастеров были ученики, которым приходилось переживать нелёгкие тренировки. (Иногда на карту требовалось поставить всю свою жизнь.) Мастера учили быстро находить наименее защищённые места в обороне соперников. Для воздействия на такие "слабые места” уже не требовалась большая сила.
Эволюция последнего подхода привела к появлению таких боевых искусств, как ТАЙЦЗИЦЮАНЬ и АЙКИДО. Истинные Мастера БУДО утверждали (и доказывали своим примером), что физическая сила и скорость - не главное. Они говорили, что в истинном БУДО вообще нет борьбы. Они говорили о ГАРМОНИИ...



ЛУНА

Представьте, что Вы спите, и Вам снится, что Вы находитесь на Луне, а Вам срочно нужно вернуться на Землю.
На Луне Вам плохо (например, холодно и тошнит). Вы страдаете. А на Земле - тепло и хорошо. Короче, вернуться надо обязательно! Иначе - не жизнь, а медленное умирание.
И вот «добрые люди» (различные религии и учения) советуют Вам на все лады, как нужно строить космический корабль, чем его заправлять, как им управлять, как организовать старт и посадку... Они «знают», как спасти Вас (как доставить Вас на Землю). Они искренне хотят Вам помочь. В Вашем сне они спорят друг с другом, борются за Вашу душу, приводят доводы и аргументы. И Вы очень озабочены всем этим, очень переживаете. Иногда Вы начинаете «строить корабль» по одному из планов, но что-то идёт не так, у Вас опускаются руки, и Вы почти отчаиваетесь. Но потом появляется новый план, и процесс запускается заново... Но Вы по-прежнему - на Луне...
В какой-то момент кто-то трясёт Вас за плечо: «ПРОСЫПАЙСЯ!»
Вы просыпаетесь, и обнаруживаете себя на Земле, дома, в своей тёплой постели. Луна, религии, космические корабли Вас больше не беспокоят...
Так вот, помочь Вам проснуться может только тот, кто сам уже не спит. И тогда уже Вы сами сможете помогать другим спящим пробудиться.
Кто-то спросит: «Неужели моя привычная жизнь - всего лишь сон? Неужели сон может быть таким логичным, таким сложным?»
А почему бы и нет? Вспомните: ночью во сне всё кажется разумным, логичным, значительным. Не возникает никаких сомнений. А когда просыпаешься и начинаешь свой сон кому-то рассказывать, понимаешь, какой это всё бред. Несколько секунд ты ещё захвачен своим сновидением, а потом просто забываешь его.
Насколько реально ТО, что смерть может отнять в любое мгновение?
ДЗЭН - это «будильник». Мастер трясёт тебя за плечо...


АЙКИДО и ДЕТИ


Иногда, желая занять своего ребёнка чем-нибудь полезным и интересным, родители хотят «записать» его «в айкидо». Когда меня спрашивают о такой возможности, я рекомендую этого не делать. Я говорю, что тренировки АЙКИДО - не для детей. Почему? На мой взгляд, АЙКИДО - это движение вовнутрь, а ребёнок «движется наружу». Ему нужно развить своё эго. Ребёнок должен утвердиться в этом мире, стать кем-то. Он должен перепробовать много путей в своих поисках. Он будет желать, ставить цели, стремиться к их осуществлению, ошибаться, «набивать шишки» и идти вперёд.
К идее гармонии люди приходят обычно в гораздо более «зрелом» возрасте... Когда пройдено много дорог, но человек понимает, что никуда не продвинулся... Когда «осуществлено» много желаний, но они не принесли ожидаемого удовлетворения... Когда горизонт «счастливой жизни» всё так же далёк, как и в начале путешествия... Когда человек понимает, что лишь расходует свои силы в бесполезной борьбе с жизнью... А впереди - только смерть.
Но, вернёмся к детям. Для них естественна двигательная активность. Тело требует развития. Потенциал энергии - огромен. О её экономии не может быть и речи. Да и кому охота забивать голову осознанием движения своего тела. Если в это время (из соображений бизнеса) ребёнку начать преподавать айкидо, ничего хорошего из этого, скорее всего, не выйдет. Будет нарушена естественность. К тому же, у ребёнка могут закрепиться «неправильные» навыки, от которых потом будет сложно избавиться. А «неправильными» они будут (наиболее вероятно) из-за недостаточной способности концентрировать своё внимание в процессе тренировки.
Ещё один аспект... Техника в АЙКИДО - тонкая. Она может легко стать травмоопасной или даже смертельно опасной. Если ребёнок нечаянно заиграется, не пронаблюдает, не пощадит партнёра, хрупкое тело последнего может легко повредиться. И потом останется негативный след на всю оставшуюся жизнь.
Да, конечно, Айкидо - красиво, Мастер выглядит крутым... Но, если вам оно так понравилось, не насилуйте детей, а попробуйте сами прикоснуться к этому искусству.


Источник: http://d-aido.livejournal.com/11087.html
Категория: айки | Добавил: dojo (06.01.2011) | Автор: d_aido Denis
Просмотров: 392 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz