Синъэйтайдо(親英体道), или синватайдо (親和体道), — малоизвестный вид кэмпо, который редко демонстрируется на публике. Является религиозным видом кэмпо, развивается в Оомото-кё в рамках боевых искусств Оомото – оомото-будо.
Ее создал Иноуэ Нориаки (井上鑑昭),
который родился в 1902 г. в городе Вакаяма, в очень богатой семье, жившей торговлей с заграницей. Он доводился племянником основателю айкидо УЭСИБА Морихэй. Вначале, с 10-и лет Нориаки изучал дзюдо под руководством инструктора Такаги Киёити.
В начале 20-х годов, благодаря общению с Онисабуро ДЭГУТИ, главой религии Оомото-кё, он пришел к идее, что истинное будо должно основываться на синварёку – мистической силе родственности (близости, дружелюбия). По мнению Иноуэ Нориаки, «синварёку – реально существующая в космосе сила; благодаря ее действию в космосе постоянно совершается рождение и созидание; люди должны взращивать в себе силу мужества при помощи добродетели силы, или силы-добродетели, рождающейся из подлинной сущности синварёку». Именно эта концепция легла в основу системы синватайдо.
Отношение Иноуэ Нориаки к старинным бу-дзюцу и к современным ему направлениям будо хорошо иллюстрирует следующий эпизод. Уэсиба Морихэй, дядя Нориаки, в то время с энтузиазмом изучал айки-дзюцу стиля Дайто-рю в школе ее главы Такэда Сокаку. Когда Такэда предложил ему тренироваться вместе с ними, Нориаки при всех заявил: «Мне не нравятся ваши тренировки, и я не буду с вами тренироваться. Толку от ваших тренировок нет никакого»! Как ни странно, Такэда на эти слова юноши не обиделся. По-видимому, столь критическое отношение Нориаки к Дайто-рю было связан с тем, что, по его мнению, использование энергии в этой школе неправильное. Так, когда он впервые увидел тренировку под руководством Такэда Сокаку на Хоккайдо, сразу заявил: «Э-э, все неправильно. Течение (ногарэ) совершенно неверное»!
Много позже, в интервью журналу «Айки ньюс» (№ 74) Иноуэ Нориаки сказал: «Наши движения совершенно иные. В Дайто-рю техника преподается как отдельные приемы: такой-то кадзё, такой-то кадзё и т.д. По моему же мнению, никаких кадзё нет. В действительности течение Ки беспрерывно. В этом едином, реальном существующем течении рождаются, изменяются, вырастают самые разные вещи. Поэтому я и сказал, что мне не нравится методика тренировки и техника Дайто-рю».
Однако в технике синъэйтайдо всё же можно заметить некоторое влияние Дайто-рю. Это влияние видно в отдельных техниках, а также в фехтовании двумя большими мечами (тати), которая характерна только для Дайто-рю и является секретным разделом данной школы. Правда, эти элементы Нориаки перенял не от самого Такэда Сокаку, а от своего дяди Уэсиба Морихэя.
Синватайдо он считал системой более высокого уровня, чем айкидо. При этом в техническом отношении она проще. Однако в этой простоте и видится ее сила, поскольку течение энергии синварёку (или «Ки») проще постичь именно через простые движения. Если в айкидо осуществляется переход от течения Ки (ки-но нагарэ) к болевым контролям (катамэ-вадза) или броскам (нагэ-вадза), то техника синъэйтайдо, по словам Иноуэ Нориаки, позволяет осуществлять все действия, не прерывая течения Ки.
В отличие от айкидо, в синъэйтайдо широко используются удары, причем главный акцент делается на мягкости. По теории этой школы, сочетание предельной мягкости с высокой скоростью способно порождать колоссальную разрушительную мощь. Ее адепты говорят, что даже мягким стеблем растения можно разбить металлическую плиту. Мягкость порождается течением Ки без задержек и застоев, она способна порождать поразительную мощь (в том числе разрушительную). Надо сказать, что разрушительная сила мягкости, культивируемая в синватайдо, — не пустые слова, недаром в числе учеников Иноуэ был один из величайших мастеров каратэ XX века Эгами Сигэру (Сётокай).
По словам Иноуэ Нориаки, синватайдо можно назвать «Ки-но будо» — «воинский Путь Ки».
|